Курсы WEB EXPO Книги Статьи Видео
Реставрация

видео на ресурсеКонтролируемая толщина материала (техника CBT), часть l

Автор: Jordi Manauta, Walter Devoto, Angelo Putignano

 
Решить эстетическую проблему, используя только два оттенка композитa – недосягаемая мечта? Давайте выясним, как осуществить эту мечту с помощью контроля толщины накладываемых материалов.

Достижение стабильных результатов в эстетической реставрации IV класса с помощью техники контролируемой толщины материала – простой метод, за четыре года разработанный группой Styleitaliano.

Это первая из четырех статей, описывающих технику контролируемой толщины материала (CBT).

В стоматологии нечасто попадаются четкие инструкции, применимые в повседневной практике. Мы предлагаем простую методику, помогающую контролировать процесс, зависящий от тысяч факторов. Она нацелена на то, чтобы устранить лишние факторы, чтобы специалист мог контролировать оставшиеся. Техника CBT сводится к трем основным правилам: 1. Подбор цвета 0,5 мм эмали (снаружи) и 3 мм дентина (внутри) по индивидуальной шкале оттенков или используя уже разработанный (доверенными партнерами) рецепт, основанный на шкале оттенков VITA. 2. Стратификация 0,5 мм эмали (снаружи) и соответствующего дентина (внутри) специальным инструментом. 3. Если оттенок не соответствует, то корректировку нужно проводить после удаления 0,5 мм эмали.  

Для наглядного объяснения концепции техники CBT в данной статье мы рассмотрим случай in virto, а в последующих перейдем к клинической практике.

001.jpg.fd12ea20ef74dde0826f4de87cc4875f.jpg

Рис. 1. После процедуры подбора оттенка для используемого в качестве образца зуба выбран оттенок A3 VITA, как наиболее близкий в шкале. На самом деле, шкала располагает достаточно похожими вариантами тона и насыщенности цвета. Было бы желательно воспроизвести точный цвет реставрируемого зуба.

002.jpg.b5bcdecedc0a4690745aeb8c7b9a5683.jpg

Рис 2. Непосредственно после подбора цвета мы обратились к инструкции производителя в которой предлагалось использовать дентин средней насыщенности и среднюю же эмаль, чтобы воспроизвести оттенок А3. К сожалению, многие рецепты производителя основаны на критериях, которые отличаются от наших, а потому в клинической практике они приносят нежелательные результаты.

 

На этом фото представлен результат использования индивидуальной шкалы оттенков (моя шкала оттенков, Smile Line, Швейцария) со средней эмалью толщиной 0,5 мм и средним дентином толщиной 3 мм. Очевидно, что в данном случае рецепт производителя далек от идеала.

003.jpg.367a93decdc0aa7c059aa4445f506a60.jpg

Рис. 3. Индивидуальная шкала с другими оттенками гораздо лучше соотносится с желаемым результатом по тону, насыщенности и опаковости. Даже если эти параметры подходят не идеально – как было в этом случае – подобрать цвет и произвести стратификацию гораздо проще, а результат обещает быть намного лучше, чем при работе вслепую.

004.jpg.8c6b7fde3971922b64d4694ec2d4a251.jpg

Рис. 4. После подбора цвета работа сводится к точному соблюдению процедуры стратификации. Многие из предложенных нами этапов – классические приемы стратификации, используемые с начала 90-х. Воспроизвести коронковую часть зуба можно многими способами, такими как восковое моделирование (wax-up), непосредственная примерка макета (mock-up), изменение существующих реставрационных материалов или простое копирование правильной анатомии с помощью силиконового ключа.

005.jpg.a7e83576d2ef28c25dbada2bafbb4284.jpg

Рис. 5. На вестибулярной поверхности зуба сделан короткий косой срез, полость очищена и произведен бондинг. На силиконовый ключ будет нанесен тонкий слой выбранной нами эмали, который затвердеет и создаст базу для полноценной реставрации.

006.jpg.ecb7ad4234e11bf4a956a5a1aa931901.jpg

Рис. 6. После полимеризации материала на коронковой части зуба силиконовый ключ удаляют. Затем будет произведена обработка проксимальной поверхности зуба. Обычно для этого используют матрицы и клинья. Иногда, если соседний зуб отсутствует, можно использовать метод свободной руки (freehand).

007.jpg.4db873ce3d02a38108d9a4457df6907c.jpg

Рис. 7. На этой стадии, если специалист не обладает наивысшей квалификацией, часто требуется корректировка. Корректировка очень важна для получения четких, гладких поверхностей с ровными краями.

 

Правила для этого этапа таковы:

 

a) Использовать низкоскоростной алмазный бор

b) Никакой воды

c) Не трогать натуральный зуб

d) Пыль от бора надлежит удалять только омывающим раствором без растворителей или воздухом

008.jpg.9c6a0df63d96dfcc74ad140b47936e09.jpg

Рис. 8. Поверхность после коррекции поверхность очищена воздухом и можно продолжать стратификацию. В данном случае за этим последует стратификация дентином. Как известно, главная проблема при создании нужного цвета – подобрать толщину дентинного слоя. Недостаток дентина и избыток эмали приведет к серому транслюцентному цвету, избыток дентина и слишком тонкий (несущественный) слой эмали даст опаковый цвет и очень низкие шансы на соответствие натуральному цвету зуба.

 

Главный совет этой статьи – при использовании техники СВТ не нужно терять время на многократное добавление дентина и визуальную оценку толщины слоя, что даже для опытного специалиста является очень сложной задачей.

 

Вместо этого мы предлагаем простой способ гарантированно добиваться толщины эмали 0,5 мм . Это точный, быстрый и, самое главное, несложный способ.

В правой части фотографии видно, что дентин для всей процедуры реставрации нанесен в один прием пока БЕЗ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ.

009.jpg.61c9520759e44c1abfad67ee17c65970.jpg

Рис. 9. Излишек дентина удаляется из зоны реставрации с помощью инструмента Misura (LM Arte, LM instruments, Финляндия). Для этого нужно прислонить тонкую часть инструмента к твердой части зуба, позволить утолщенной части инструмента прижаться к свеженанесенному дентину и удалить его излишек.

010.jpg.5de84083bb4517558af7437092e70e5a.jpg

Рис. 10. Под другим углом ясно видно, что инструмент оставил в дентине идеальное пространство для последующего нанесения 0,5 мм эмали. На этой стадии в зависимости от того, какую кромку режущего края мы хотим получить, можно начать полимеризацию или поработать над мамелонами.

011.jpg.c74864329f6c18500e81933f57f415ce.jpg

Рис. 11. После достижения нужной толщины дентина и ДО ПОЛИМЕРИЗАЦИИ можно придать форму мамелонам, что, впрочем, не обязательно.

012.jpg.9f251b1d6b473aafaaf2e28e028fd5db.jpg

Рис. 12. Полимеризация дентинного слоя. Стратификацию можно продолжить сразу после затвердевания дентина. Существует хитрость, которая поможет вам достичь красивого "эффекта сияния" без использования специальных материалов: наложить небольшое количество дентина на режущую кромку зуба, а затем полимеризовать его.

013.jpg.1e44ee59ce29b12f0d5ca4bc635d0bef.jpg

Рис.13. Наконец, эмаль наложена. Эмаль, так же как и дентин, накладывалась в один прием, поскольку толщина дентина уже выверена. Нам нужно лишь следовать контуру зуба, и мы почти гарантированно получаем слой эмали толщиной 0,5 мм.

 

0,5 мм это идеальная толщина композитной эмали при которой достигается правильное соотношение транслюцентности и опаковости, а реставрационная конструкция выглядит натурально и не выделяется на фоне зуба.

014.jpg.5d986ea815035c3942aac7e323f0e0a4.jpg

Рис. 14. Полировка. Очень важно соблюдать идеальную морфологию поверхности и общую форму, поскольку это то, что отличает превосходную реставрацию от посредственной независимо от того, насколько хорошо специалист подобрал цвет.

015.jpg.b21a0074baa9e7d4a22eaf229a5038f0.jpg
016.jpg.d66e9a2581daa6ba4e67782997e98fb3.jpg

Источник: forum.stomatologija.su