Курсы WEB News Халява Статьи Видео
Реставрация

видео на ресурсеПошаговый протокол реставрации передних зубов IV класса

Автор: Fritz Espejo

Тэги: IV класс
Использование композиционных материалов для восстановления передних зубов – процедура, которая требует от стоматолога  особых стараний от планирования лечения до исполнения. При этом важно сочетание искусства и науки с использованием минимально инвазивного подхода, который позволяет сохранить больше здоровых тканей и добиться оптимального эстетического и функционального результата. 

Выбор цвета реставрации для передачи точного оттенка зуба является одним из самых сложных этапов восстановления. Оптические особенности дентина, эмали и их взаимодействие определяют окончательный вид зуба. Техника послойной реставрации предполагает получение естественного цвета зуба за счет внесения дентинных и эмалевых слоев композита соответствующих оттенков изнутри кнаружи реставрации.

Восприятие цвета зуба напрямую зависит от текстуры его поверхности. У зубов с более светлым внешним видом отмечается большее количество деталей на поверхности, которые повышают уровень отражения света в различных направлениях, по сравнению с зубами с гладкой поверхностью, которая придает более темный вид.

Для обнаружения важных деталей строения поверхности зуба, таких как граница между эмалью и дентином, а также оценки различных цветовых характеристик лучше всего подходят источники постоянного освещения (5500ºK) и фотографический анализ. Эти методы предоставляют максимальную информацию о цвете и строении зуба.

Простой способ выбора оттенка для реставрации заключается в следующем: оценить пришеечную треть зуба, которая соответствует по цвету дентину, среднюю треть зуба – для выбора цвета хроматической эмали, а затем определить оттенок в дистальной, медиальной и режущей  областях зуба, соответствующий ахроматической эмали.

Верхние центральные резцы наиболее часто страдают от перелома коронки зуба, что представляет собой самую частую травму зубов постоянного прикуса. При IV классе поражения наблюдается потеря режущего края и средней трети, с включением или без режущих углов. Решение о планировании реставрационного лечения необходимо принимать после оценки состояния пульпы и периодонта.

На показанных изображениях продемонстрирован клинический случай переломов 11 и 21 зубов IV класса с восстановлением композитными материалами по простому протоколу, доступному каждому врачу.

1.jpg.3c96292cf1e350cd3b7dff98df4b3294.jpg

Изображение 1 – Исходная ситуация, перелом режущей трети зубов 11 и 21.

2.jpg.12bea8d59002bf38123ac27becd49083.jpg

Изображение 2 – Клиническая картина, в соответствии с которой планируем форму и цвет будущей реставрации. Для выбора цветовой гаммы сначала ориентируемся на центральную часть пришеечной области зуба –  это будет оттенок дентина (учитываем цвет и насыщенность). После чего выбираем оттенок хроматической эмали, соответствующий центральной области зуба. Затем по проксимальным участкам и наиболее режущей области зуба определяем оттенок ахроматической эмали (опалесцирующие эффекты).

 

В данном случае были выбраны оттенки композита А 3.5 Dentin дентинный, А2 Enamel  эмалевый и Trans 20 прозрачный (Empress Direct Ivoclar Vivadent).

3.jpg.c6ff71a2e7accf43f8c3ec4ad8875003.jpg

Изображение 3 – Это изображение было подвержено цифровой обработке для выявления большего количества деталей, таких как эмалево-дентинная граница и некоторые природные особенности зуба. Контраст снимка был увеличен на + 60%, а яркость снижена на - 60%, что позволило лучше воспринимать цифровые характеристики.

4.jpg.89a5c0511f9b9867e9cfab567c35b6b4.jpg

Изображение 4 – Исходная модель и диагностическое восковое моделирование 11 и 21 зубов, вестибулярный вид.

5.jpg.c4b2e648be1965f61d53fda079499fc7.jpg

Изображение 5 – Исходная модель и диагностическое восковое моделирование 11 и 21 зубов, небный вид.

6.jpg.fd2b557fa96a6d9a3f814f12d34373db.jpg

Изображение 6 – Силиконовый ключ, который был обрезан в мезио-дистальном направлении до сохранения режущего края, передающий информацию с воскового моделирования. Он будет использоваться для создания макета реставрации.

7.jpg.724f2e8061e9d3a382e478746d7aeed3.jpg

Изображение 7 – Прямой макет реставрации, изготовленный с использованием силиконового ключа по восковому моделированию.

8.jpg.2cc55fab0ff621bebb685c54dabfcdc4.jpg

Изображение 8 – После исправления и корректировки прямого макета реставрации и обсуждения всех эстетических запросов пациента был получен второй, более точный и правильный, окончательный силиконовый ключ.

9.jpg.a4702f6bba76845100b0bee7a5a4966e.jpg

Изображение 9 – Наложение коффердама для абсолютной изоляции операционного поля от первого премоляра одной стороны до первого премоляра другой стороны.

10.jpg.eb1ed23dd5d999a8c52e6017d147d971.jpg

Изображение 10 – Обработка силиконового ключа. Обрезка избытков материала, особенно в областях, прилегающих к кламмерам и десневому сосочку. Проверка правильности посадки и стабильности.

11.jpg.394081cfe0040f0f6b0eec9c0c9b008a.jpg

Изображение 11 – Подготовка зубов. Обработка 2% раствором хлоргексидина, удаление иррегулярных и нависающих эмалевых призм, создание тонкого скоса шириной 2-3 мм с помощью алмазного бора #2135 (скос должен проходить на всем протяжении линии перелома) и шлифование препарированных областей с использованием дисков с грубой и средней абразивностью.

12.jpg.2d0af6df86164549dae73325ae9d2da3.jpg

Изображение 12 – Построение небных стенок. При проведении реставраций зубов после перелома с использованием силиконового ключа мы обычно начинаем с небной стенки с помощью высокопрозрачного композита, соответствующего ахроматическому дентину (Trans 20 Empress Direct, Ivoclar Vivadent), или очень тонкого слоя эмалевого композита. Композит наносим на силиконовый ключ однородным слоем, размещаем конструкцию на свое место, адаптируем и полимеризуем. Перед удалением силиконового ключа мы несколько раз укрепляем небную стенку с помощью небольшого количества жидкотекучего композита.

13.jpg.757408b8086005397debabca37134207.jpg

Изображение 13 – Удаляем избытки композита абразивными дисками, скальпелем или алмазным бором на низкой скорости без подачи воды для получения хорошо очерченного чистого периметра.

14.jpg.e99106f7fa803d0d36e0c36ae2491ac5.jpg

Изображение 14 – По границам режущего края вносим опаковый композит для создания эффекта гало (в данном случае использован оттенок такой же, как и для тела дентина). Получаем опалесцирующий контур, характерный для естественных зубов, без изменения длины и ширины планируемой реставрации (A3.5 Dentin, Empress Direct Ivoclar Vivadent).

15.jpg.ea83a09cf951ec3f6a9ed8b1c50d30ed.jpg

Изображение 15 – Нанесение композита оттенка A3.5 Dentin (или опаковой массы) на небную стенку для начала восстановления тела дентина. Воспроизводим небольшую выпуклость с максимальным объемом в средней трети, перекрывающую скос, и частично уменьшающуюся в объеме по направлении к режущему краю. С помощью зонда или другого острого инструмента начинаем формировать мамелоны, сохраняя незаполненным небольшое пространство для создания эффекта режущего края прозрачной композитной массой.

16.jpg.4fe345d9ad8befde5912493d07ac5ea0.jpg

Изображение 16 – Небольшое пространство между мамелонами и участком гало на режущем крае будет заполнено композитом с особым эффектом опалесценции (оттенка Trans 20), слегка покрывающим концы мамелонов.

17.jpg.31ab2f97e52491aa538da51288513927.jpg

Изображение 17 – После восстановления тела зуба по всей поверхности реставрации нанесем хроматическую эмалевую массу А2 (Empress Direct, Ivoclar Vivadent).

18.jpg.38ca0e783e76566c123fe3f6b2020cfb.jpg

Изображение 18 – Нанесение ахроматического композита в некоторых областях, таких как края зуба, а также мезиальные и дистальные доли, позволяет модулировать уровень опалесценции и способствует получению лучшего показателя преломления, сходного с  естественной эмалью, таким образом, улучшая морфологию реставрации.  

19.jpg.ee799ebf3e82968221c1872792f3aac6.jpg

Изображение 19 – Этап шлифовки и полировки абразивными дисками по периметру и алмазными борами для создания текстуры и микроструктуры вестибулярной поверхности. После этого полировка абразивными резиновыми головками.

20.jpg.231557d9c2daf80f84b0a31754169a20.jpg

Изображение 20 – Вторичная анатомия подчеркивает дольчатое строение зуба и углубления на вестибулярной поверхности.

21.jpg.a1a8056fb1631c006e5d124aaa90f351.jpg

Изображение 21 – Микротекстура.

22.jpg.31af2d92ae6c1272a6367b9e5caf7397.jpg

Изображение 22 – Непосредственный послеоперационный вид. Зубы обезвожены. Для полировки и оценки интеграции реставрации необходимо второе посещение.

23.jpg.6c8ec6cc77359bd7cc66031fe1720ab3.jpg

Изображение 23 – Через пять дней после лечения проведена окончательная полировка войлочными дисками с пастой из оксида алюминия для улучшения интеграции цвета и формы реставрации.

24.jpg.bf1262c9c0da3863ea1fa4c653aa59e6.jpg

Изображение 24 – Изображение с цифровой обработкой для проверки интеграции. Контраст +60%, яркость -60%.

25.jpg.222dc0bdd2db9de0fea0053842299009.jpg

Изображение 25 – Окончательный вид реставрации.

 

Заключение

Основная цель создания прямых композитных реставраций – организация простого рабочего процесса, который позволяет врачу получить предсказуемый, естественный, функциональный и долговременный результат. Композиционные материалы хорошо сочетаются с тканями зуба, что позволяет ориентироваться на минимально инвазивный подход. Выбор цвета всегда представляет собой вызов для клинициста. В данной статье предложен простой метод определения оттенка реставрации, дополненный цифровым методом усиления имеющихся характеристик естественных зубов. Сочетание науки и искусства, а также тщательное соблюдение природных деталей должно приниматься во внимание стоматологом с самого начала лечения и до его завершения. Постоянное стремление к достижению натуральной эстетики вместе с непрерывным развитием адгезивных систем и стоматологических материалов позволяют профессионалам достичь высокоэстетичных результатов для долговременных реставраций.   

 Источник: forum.stomatologija.su